Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Статья "МОТИВАЦИЯ ТАНЦОРОВ-СПОРТСМЕНОВ",

автор Елсакова И.В. педагог дополнительного образования

объединение СТК "Балира-нью"

 

Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности

составляет мотивация, побуждающая человека заниматься спортом. По мере популяризации спортивного образа жизни интерес к изучению этой проблеме не ослабевает, а напротив, возрастает в наши дни. Можно с уверенностью утверждать, что тема мотивации спортсмена в целом и мотивации танцора в частности интересует не только психологов, но и педагогов, родителей, а также самих спортсменов.

Каждый человек, который решил серьезно заниматься спортивными бальными танцами, столкнется с проблемой выбора. Спорт – это, в первую очередь, дисциплина. А дисциплина – это решение делать то, что очень не хочется делать, чтобы достичь того, чего очень хочется достичь.

 Соответственно, мотивация играет огромную роль в поддержании работоспособности и целеустремленности танцора, и без нее совершенно

 невозможно добиться успеха и выдерживать те физические нагрузки, которые требуют занятия спортивными бальными танцами на профессиональном уровне (когда танцор становится спортсменом, выезжая на различные соревнования).

По мнению многих спортивных психологов, мотивационная сфера спортсмена – это стержень, основа его личности, совокупность устойчивых мотивов, побуждающих к действию. Мотивация – это желание тренироваться, желание достичь результата, желание эффективно решать текущие проблемы и справляется с трудностями, которые неизбежно возникают на этом пути.

Мотивация танцора – спортсмена зависит как от внутренних причин, так и

от внешних. В первом случае – это психологические свойства личности такие как темперамент, характер, личная потребность в успехе. Во втором – это позиция родителей, влияние педагогов, микроклимат в коллективе и особенно в самой паре.

 Часто случается, что танцоры, достигнув определенных высот в спорте,

перестают прогрессировать, теряя интерес, исчезают, попросту бросают

заниматься спортивными бальными танцами.

 Недопонимание между партнерами, родителями и недоверие к педагогу пагубно влияет на спортивные результаты. Танцевальный союз – это взаимодействие между тренером, партнером, партнершей и их родителями. Поэтому важно каждому качественно выполнять свои функции, расставить приоритеты и работать на единую цель – победу.

Вопрос победы – это еще и вопрос воспитания. У человека должна быть

воля и родители не должны ее подавлять. Позиция родителей по отношению к танцевальной деятельности, результатам танцоров, к тренерам и танцевальной жизни в целом является одной важнейших составляющих спортивного успеха.

Спорта – без трудностей не бывает, поэтому родные должны проявлять терпение, настойчивость, оказывать поддержку. Важно, что бы члены семьи спортсмена показывали личную заинтересованность в его танцевальной деятельности. Так же для танцора важно его окружение (друзья не должны завидовать, мешать тренировочному процессу), а также социальные сети - подозрительные сообщества, группы негативно влияющие на психику человека. Задача тренера вовремя увидеть неверное влияние на спортсмена и по мере возможности его ликвидировать, проводя разъяснительную работу с воспитанником и его родителями.

В тренировочной деятельности должен быть момент трудности, но танцоры также должны находится и в состоянии успеха. Спортсмены должны быть готовы к непредвиденному результату, поэтому необходимо развивать его волю, закалку от поражений и сформировать нужный настрой спортсмена на улучшение своего танцевального мастерства. Высокая мотивация, как правило, закрепляется хорошими результатами. Настоящий спортсмен трудно прощает себе проигрыш. Но поражение не должно стать причиной разочарования и способствовать потере интереса к танцевальной деятельности. Тренеру необходимо убеждать такими лозунгами: "Победишь себя - победишь всех"; "Самый главный соперник – ты сам". Танцору необходимо самостоятельно анализировать свой результат и качество танца. Т.е. к тренировочному процессу и к самому соревнованию спортсмен должен подходить осознанно и проявлять ответственность.

Еще один фактор, влияющий на мотивацию – это отношения в танцевальной паре. В паре не должно быть правого и виноватого. Главный в паре – это педагог. Если возникают разногласия, конфликтные ситуации, то танцоры немедленно должны подходить к своему педагогу. Очень важно объяснять спортсменам основные принципы: во-первых, парный

танец – всегда неудобен, т.к. мы все разные люди; во-вторых, нет предела

совершенству; в-третьих, ответственность за результат пары лежит на двоих и вину должны делить вдвоем; в – четвертых, и партнер, и партнерша работают на общий успех.

Разница в мотивации спортсменов (и их родителей) в одной танцевальной

паре может провоцировать ухудшения взаимоотношений, следовательно,

≪падение≫ результатов. Идеальных союзов не бывает, как и не бывает

идеальных условий. Большая учебная нагрузка в школе, нехватка времени,

болезнь и т.п. всегда снижет результативность. Поэтому необходимо найти компромисс. Существует хорошее высказывание: ≪Кто хочет – тот ищет возможности, кто не хочет – тот ищет причины≫.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что мотивация – это то, в чем

нуждается каждый. В силах педагога и самих танцоров выяснить, что же

лучше всего мотивирует и постоянно использовать это для поддержания

тренировочного тонуса и спортивного настроя. Задача родителей – направить активность ребенка и его желание в нужном направлении, а так же помочь создать условия для достижения высоких результатов: это регулярные и систематические занятия, подходящая тренировочная одежда и обувь для тренировок, подобранные под фигуру данного спортсмена костюмы, постоянные выезды на турниры и соревнования, участие на фестивалях и концертах, грамотный рацион питания, а так же поддержка, ориентация на успех, но при этом всегда адекватная оценка деятельности.

Высоко мотивированный спортсмен осознает поставленные задачи, стремится утвердится в роли лидера, обладает хорошо развитым чувством

долга перед тренером, своим спортивно – танцевальным клубом, партнером.

Таким образом, постоянно ставьте перед танцором – спортсменом высокие, но реальные цели и поощряйте за их достижение.

В заключении хочется отметить, что стремление в достижении успеха, настойчивость в решении поставленных задач – является одним из важных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь в дальнейшем.

За основу написания данной статьи, были взяты материалы Всероссийской научно-практической конференции "Совершенствование системы подготовки в танцевальном спорте".