Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Занятие

«Прощеное воскресенье»

в рамках реализации

дополнительной общеразвивающей программы

«Основы православной культуры»

(скачать документ)

 

Автор: Щукина Елена Борисовна

педагог дополнительного образования

Высшей квалификационной категории

 

 

Аннотация

 Конспект занятия «Прощеное воскресенье» составлен для педагогов дополнительного образования, чтобы помочь им более полно раскрыть в своей работе духовно-нравственный смысл православного праздника Прощеное воскресенье, а также провести диагностику учащихся на понимание смысла прощения и его необходимости.

В ходе занятия применяются различные методики и педагогические технологии, направленные на обучение учащихся, их духовно-нравственное воспитание и развитие коммуникативных способностей.

  Введение

 

 

В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию, существенную роль в котором играет православная культура.

Неотъемлемой ее частью является нравственная установка незлобия и необходимости прощения обид, соблюдение мирных отношений как между родственниками, друзьями, так и в обществе в целом.

Кроме того, духовно-нравственное воспитание формирует здоровый образ жизни и является профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних. Это повышает общий уровень культуры и этики среди учащихся, ведет к стабильности в обществе, уважению к свободе личности. Все это оправдывает устойчивый социальный заказ на изучение такой темы, как «Прощеное воскресенье».

Неслучайно в церковной литургической жизни особо выделен день Прощеного воскресенья. Это день, когда верующие взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост, примирившись со всеми.

Поэтому в дополнительной общеразвивающей программе «Основы православной культуры» занятие «Прощеное воскресенье» входит в годовой цикл православных праздников.

Цель занятия – донести до учащихся духовно-нравственный смысл православного праздника «Прощеное воскресенье».

Обучающая задача:

- Познакомить учащихся с церковной традицией Прощеного воскресенья.

Воспитательная задача:

- Воспитывать у учащихся стремление быть добрыми, помогать людям.

Развивающие задачи:

- Развитие образного мышления и речи у учащихся.

- Развитие эмоционально-волевой сферы: навыков самооценки и самоконтроля.

- Развитие коммуникативных способностей.

Для успешной реализации всех этих задач и достижения цели занятия необходимо сочетание различных образовательных технологий и методик. Объяснительно-иллюстративная методика должна сочетаться с методикой художественно-педагогической драматургии. Методики качественного оценивания, самооценка, должны сочетаться с методикой взаимного общения учащихся и арт-терапевтической методикой (имаго терапией).

Занятие можно успешно провести как в учебном классе, так и в актовом зале образовательного учреждения. Помещение должно быть оборудовано столами и стульями, либо рядами кресел с откидными столиками. Для показа театральной инсценировки должна быть подготовлена и оборудована необходимым реквизитом (искусственный цветок в горшке) площадка, музыкальный центр и CD-диск (или компьютер и флэш-накопитель информации) с подобранной к инсценировке музыкой. Для проведения тестирования учащихся необходимо подготовить раздаточный материал – карточки «Изучение способности к прощению». Все учащиеся должны иметь ручки, участники инсценировки - минимальные костюмы и реквизит: черный рабочий халат, лейку, совок, книгу, сумку.

При проведении общественного чина прощения важно подчеркнуть светский характер этого действия, так как весь курс дополнительной общеразвивающей программы «Основы православной культуры» основан на исключительно светских методах обучения. Учащимся предлагается проявить творчество и попросить прощение по-своему: с поклоном, с жестом, своими словами, проявляя фантазию. Такое задание всегда встречается с радостью и выполняется с большим желанием.

 

Конспект занятия «Прощеное воскресенье»

 

Творческое объединение: «Основы православной культуры».

Группа третьего года обучения (9-10 лет).

Цель занятия – донести до учащихся духовно-нравственный смысл православного праздника «Прощеное воскресенье».

Обучающая задача:

- Познакомить учащихся с церковной традицией Прощеного воскресенья.

Воспитательная задача:

- Воспитывать у учащихся стремление быть добрыми, помогать людям.

Развивающие задачи:

- Развитие образного мышления и речи у учащихся.

- Развитие эмоционально-волевой сферы: навыков самооценки и самоконтроля.

- Развитие коммуникативных способностей.

Необходимое оборудование и наглядный материал:

- письменные принадлежности у учащихся,

- костюмы и необходимый реквизит для инсценировки «Давай помиримся» прот. Константина Островского,

- фото церковного Чина прощения обид (Рисунок),

- музыкальный центр и CD-диск (или компьютер и флэш-накопитель) для необходимого музыкального сопровождения инсценировки.

Раздаточный материал:

- карточки теста «Изучение способности к прощению».

 

План-конспект занятия

 

Этап занятия

Форма и содержание работы

Реализуемые задачи

1

Вступление.

Смысл Прощеного воскресенья

Теоретическая часть, проводится в форме беседы и демонстрации наглядных пособий.

Знакомство с церковной традицией Прощеного воскресенья

Русский народ всегда очень ценил мирные отношения между соседями, родственниками и друзьями. В русском народном фольклоре есть много пословиц, которые могут нас научить сдержанности и уступчивости: «Худой мир лучше доброй ссоры», «От одного слова, да на век ссора», «Пустой спор до ссоры доведет». Поэтому лучше промолчать, чем сказать своему товарищу что-то обидное. Но если ссора все-таки случилась, то на помощь человеку приходит Православная Церковь.

Есть особое время в году, когда после веселой Масленицы перед самым Великим постом приходит Прощеное воскресенье. Зачем этот день людям? Чтобы честно подготовиться к началу поста, подумать, вспомнить, попросить прощения у всех, кого нечаянно или умышленно обидел. Прощеное воскресенье – это день, когда верующие взаимно просят прощения друг у друга, чтобы вступить в Великий пост, примирившись со всеми.

Рассказ педагога о церковном Чине прощения обид и демонстрация фото богослужения. (Рисунок)

 

2

Инсценировка «Давай помиримся» протоиерея Константина Островского.

Практическая часть, проводится в форме театрализации (Приложение № 1).

Воспитание стремления быть добрыми, помогать людям

3

Обсуждение учащимися увиденной инсценировки.

Теоретическая часть, проводится в форме беседы.          

Развитие образного мышления и речи у учащихся

В ходе обсуждения педагог задает учащимся наводящие вопросы:

- Сколько раз садовник и Толик пытались помириться?

- Почему это не удавалось?

- Что главное в прощении – попросить прощения или самому простить обидчика?

4

Тестирование «Изучение способности к прощению» (Приложение № 2).

Практическая часть, проводится в форме самостоятельной работы учащихся в карточках теста.

Развитие эмоционально-волевой сферы: навыков самооценки и самоконтроля

5

Подведение результатов тестирования.

Теоретическая часть, проводится в форме беседы.

Сначала поднимают руки те учащиеся, которые выбрали 1 ответ, затем – 2-3 ответы, и т.д., а педагог объясняет результаты их выбора. Затем учащиеся сдают карточки теста педагогу для подведения более детального результата тестирования.

6

Проведение общественного чина прощения

Практическая часть, проводится в форме имаго терапии и взаимного общения учащихся.

Развитие коммуникативных способностей

Для проведения общественного чина прощения педагог разбивает учащихся по парам и напоминает главные выводы, к которым пришли учащиеся в ходе занятия:

- смысл прощения в очищении своей души, поэтому важнее не просто попросить прощения, а самому искренне простить своего товарища.

Затем учащиеся в произвольной форме просят прощения друг у друга и прощают друг друга, кланяясь, пожимая руки или используя другие жесты для выражения своих чувств.

7

Заключительная часть

Теоретическая часть, проводится в форме беседы.

Воспитание стремления быть добрыми, помогать людям

Педагог подводит итоги занятия. Благодарит участников инсценировки за проделанную работу, всех учащихся - за искренность и доброту, проявленные в ходе занятия. Педагог  желает ребятам сохранить свои души в такой же чистоте от обид, злобы, зависти и всего, что мешает душевному равновесию и радости.

 

 

Заключение

 

Результатами занятия «Прощеное воскресенье» должно стать не только знание духовно-нравственного смысла прощения обид, но и умение примириться друг с другом. Учащиеся на практике должны продемонстрировать способность к прощению товарища.

Подробнее остановлюсь на тесте «Изучение способности к прощению» из своего педагогического опыта. Во время проведения занятия тестирование прошли 29 детей 9-10 лет. 11 учащихся были готовы простить обидчика, если об этом попросят взрослые, друзья или потому, что так поступают верующие люди. Прощение рассматривалось ими как зависимое от внешнего давления. 10 человек заявили, что могут простить обидчика без всяких условий. Это значит, что ребята готовы простить из любви к другому, не интересуясь, как это отразится на их жизни. 7 детей могли бы простить обидчика для восстановления хороших отношений. Прощение для них – это хорошая идея, которая способствует миру между людьми. И один ребенок мог бы простить обидчика, если бы он попросил у него прощения. В данном случае ребенок путает прощение и правосудие.

 

Такие высокие показатели теста обусловлены тем, что дети во многом отвечали так, как считали идеальным для себя. Конечно, в жизни они могли бы поступить иначе, но на занятии они задумались об идеале, которому учит православная культура нашего народа.

Полученные результаты тестирований и проводимой диагностики нравственной воспитанности позволяют педагогу скорректировать свою дальнейшую работу с группами учащихся для лучшего освоения учебной программы.

Данное занятие проводилось педагогом в ходе реализации дополнительной общеразвивающей программы «Основы православной культуры»  для учащихся третьего года обучения в возрасте 9-10 лет. Поэтому занятие может быть рекомендовано для учителей ОРКСЭ по образовательному модулю «Основы православной культуры».

Желательно размещение этого занятия в календарно-тематическом плане на февраль-март, когда Русская Православная Церковь отмечает Прощеное воскресенье. Возможно и приглашение на занятие в качестве гостя священнослужителя. Занятие пластично, учителю или педагогу можно использовать его элементы по своему усмотрению, включать их в различные тематические сценарии и классные часы.

 

Список использованных источников

 

Гладких Л.П. Основы православной культуры: науч.-метод. пособие / Л.П.Гладких, архимандрит Зиновий (А.А.Корзинкин), В.М.Меньшиков; Курск. гос. ун-т. – Курск, 2008.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России – М.: Просвещение, 2009.

Православная культура в школе. Февраль: Учебно-методическое пособие. / Сост. Бычкова В.М. – М.: Издательский дом «Покров», 2004.

Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников / Сост. Н.П.Шитякова, И.В.Гильгенберг. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001.

Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура». Приложение к письму Министерства образования РФ органам управления образованием субъектов РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 ин / 16 – Москва, 2002.

Протоиерей Константин Островский. Приключения в Египетской пустыни: Для семейного чтения, домашних праздников и православных школ. – Издание Успенского храма г. Красногорска, 2001.

Требования к программам дополнительного образования детей. Методические рекомендации. – М: ГОУДОДМО «Центр развития творчества детей и юношества», 2012г.

 

kopilkaurokov.ru/ork

pravobraz.ru/napravleniya/opk/

   

Приложение 1

 

Давай помиримся

 

Действие первое

 

С а д о в н и к (сажает цветок и любуется им). Ах, какой славный цветок! Наконец-то он подрос, теперь высажу его на грядку… Ах, какой милый, как он мне нравится!

Появляется Толик, увлеченно читающий книгу, натыкается на садовника и нечаянно наступает на цветок.

С а д о в н и к. Ай! Что такое?!

Т о л и к. Ой, простите!

С а д о в н и к. Что простите?! Ты растоптал мой любимый цветок!

Т о л и к. Ну, простите, я же сказал.

С а д о в н и к. Он сказал! Да ты посмотри, что ты сделал! (Поднимает цветок и обращается к нему с нежностью.) Мой хоёсенький…

Т о л и к. Ну вот, разнюнился.

Садовник демонстративно отворачивается, Толик в раздражении уходит.

 

Действие второе

 

Толик встречает приятеля и натыкается на него, как раньше на садовника.

П р и я т е л ь. Привет, Толик!

Т о л и к. Ой, привет!

П р и я т е л ь. Ты что это такой мрачный?

Т о л и к. Да поссорился с садовником, наступил, видишь ли, на его любимый цветок! Получил от него, конечно, теплых слов! Ну, и сам не сдержался. А хотел завтра причаститься…

П р и я т е л ь. Придется просить прощения, а то как же причащаться?

Т о л и к. Да я уже сразу попросил… Пойти, что ли еще раз?

П р и я т е л ь. Сходи, конечно, а то нельзя не примирившись!

Т о л и к. Ну, пойду. Помолись, чтобы я ему все грядки там не растоптал. (Копирует садовника.) «Мой хоёсенький»…

 

Действие третье

 

Садовник опять сажает тот же цветок.

Т о л и к. (сухо.) Здравствуйте.

С а д о в н и к. Ну что еще?

Т о л и к. Я пришел попросить у Вас прощения, а то Вы на меня рассердились…

С а д о в н и к. Да как же не сердиться?! Прибежал, как носорог, мой любимый цветок растоптал!

Т о л и к. Что вы все ругаетесь из-за какого-то цветка! А я еще прощения у него прошу! (Уходит.)

С а д о в н и к. Иди, откуда пришел!

 

Действие четвертое

 

Толик идет, задумавшись, и опять сталкивается с приятелем.

П р и я т е л ь (смеется). Ну ты и растяпа. Идешь, ничего не видишь. Помирился с садовником-то?

Т о л и к. Да какой там… Только еще хуже стало.

К ним приближается священник.

П р и я т е л ь  и  Т о л и к. Батюшка, благословите.

С в я щ е н н и к. Бог вас благословит.

П р и я т е л ь. Батюшка, помогите Толику.

С в я щ е н н и к. А что такое?

П р и я т е л ь. Садовник не хочет с ним примириться.

С в я щ е н н и к (Толику.) А ты у него прощения просил?

Т о л и к. Да сто раз просил! Я ему нечаянно на цветок наступил, а он разнюнился, меня обругал! Что делать, не знаю. И надо помириться, и видеть его не хочу.

С в я щ е н н и к. Да разве так мирятся! Ты же сам в обиде на него. Сперва ты прости садовника и свою вину осознай. Покайся, что не потерпел оскорбления. В гордости покайся.

П р и я т е л ь (перебивает.) Во, точно, в гордости!

С в я щ е н н и к (продолжает.) В невнимании. Подумай, ведь ты его любимый цветок растоптал.

Т о л и к. Да я, конечно, виноват.

П р и я т е л ь. (Толику.)Ну вот, понял? (Священнику.)Я ему, батюшка, это все время говорил.

Б а т ю ш к а. А если ты в душе правильно настроишься, то Бог и брата расположит помириться.

Т о л и к (радостно). Я ему новый совок подарю.

П р и я т е л ь. А у меня есть ведро с удобрениями, хочешь, дам?

С в я щ е н н и к (Толику.) Правильно, и подари что-нибудь. Ну пойдемте, пойдемте…

 

Действие пятое

 

Садовник один.

С а д о в н и к. Зря я Толика оскорбил. Конечно, он растяпа, но ведь не нарочно на цветок наступил.

Приходит Толик.

Т о л и к. Простите меня, я действительно виноват.

С а д о в н и к (радостно). И ты меня прости!

Т о л и к (протягивает совок). Вот, примите от меня в подарок.

С а д о в н и к (срезает цветок). И я тебе дарю мой любимый цветок. Смотри, какой красивый!

Вбегает приятель.

П р и я т е л ь. Ну что, помирились? Давно бы так! (Зрителям.) Я же говорил им!

 

Приложение 2

 

Методика изучения способности к прощению

 

Цель: определить стадию понимания прощения.

 

Инструкция. Прочитайте все предлагаемые утверждения. Выберите из них от одного до трех утверждений, с которыми вы согласны.

  1. Я могу простить обидчика, если он понесет наказание за принесенные мне страдания.
  2. Я могу простить обидчика, если я получу обратно то, чего лишился.
  3. Я могу простить обидчика, если он принесет свои извинения.
  4. Я могу простить обидчика, если меня об этом попросят взрослые или друзья.
  5. Я могу простить обидчика, потому что так поступают верующие люди.
  6. Я могу простить обидчика, если это восстановит хорошие отношения.
  7. Я могу простить обидчика без всяких условий.

 

Оценка полученных результатов.

 

Индивид, находящийся на первой стадии понимания прощения полагает, что прощение невозможно без наказания обидчика. Находящийся на второй и третьей стадии считает, что сначала должен получить обратно то, чего лишился, или хотя бы услышать извинения. Следует обратить внимание на то, что на этих стадиях дети путают прощение и правосудие. В каждом случае «счет должен сравняться», прежде чем будет даровано прощение.

На четвертой и пятой стадии прощение рассматривается как зависимое от внешнего давления. На четвертой стадии индивид прощает, потому что испытывает давление других, а на пятой стадии прощение определяется требованиями религии. Чаще всего дети на этой стадии не понимают причин существования такого требования.

Индивид, находящийся на шестой стадии понимания прощения ориентируется на социальные последствия, делающие прощение оправданным. Прощение для такого человека – хорошая идея, потому что способствует миру между людьми.

Только на седьмой стадии прощение даруется без всяких условий. Достигший ее индивид прощает из любви к другому, не интересуясь, как это отразится на отношениях в обществе в целом.

 

Приложение 3

 

Фото занятий творческого объединения

«Основы православной культуры»

 

 

 

 

 

 

 

Галерея изображений